Банк диагностических методик

Электронный сборник содержит необходимый материал для организации диагностического обследования замещающих родителей и приемных детей.В сборнике предложены психодиагностические методики, хорошо зарекомендовавшие себя в практике специалистов центров помощи детям Ростовской области, позволяющие получить наиболее достоверные результаты исследования для их дальнейшего использования в работе с семьями. Методики были условно сгруппированы нами для удобства в следующие категории:

- исследование психического процесса памяти;

- исследование психического процесса внимания;

- исследование психического процесса мышления;

- исследование интеллекта;

- исследование индивидуально-психологических особенностей личности;

-исследование внутрисемейных и детско-родительских отношений;

-диагностика межличностных отношений и особенностей социально-психологической адаптации;

- проективные методы исследования.

В сборнике представлены диагностические методики, используемые в работе с замещающими семьями. Данный методический инструментарий является весьма разнообразным и позволяет представить комплексную характеристику личности приёмного ребёнка и особенностей замещающей семьи.

ВВЕДЕНИЕ

Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребёнка и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Без этих новообразований ребёнок не сможет стать полноценным субъектом межличностных отношений и адекватно включиться в социальное пространство общества. Поэтому так важно выстроить комплексную систему помощи детям, оставшихся без родительского попечения и детям, переданным на воспитание в замещающую семью.

Замещающая семья форма жизнеустройства или форма семейного воспитания (реабилитации) детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребёнка.

В образовавшемся пространстве замещающей семьи происходит адаптация всех её членов к новым условиям. И от того, как пройдет этот процесс, зависит дальнейший путь развития семьи, гармоничность её функционирования. Поэтому одной из основных задач сопровождения замещающей семьи является повышение психолого-педагогической и социальной компетентности граждан, желающих принять и принявших ребёнка на воспитание в семью. С этой целью с замещающими родителями проводят работу по овладению навыками ухода за детьми разного возраста, оказанию им первой медицинской помощи, обучению способам конструктивного общения с ребёнком, методам взаимодействия и достижения взаимопонимания.

Профессиональное сопровождение замещающей семьи невозможно вне системы комплексной психологической диагностики приёмных детей, родителей, других членов семьи. Кроме того, одним из важнейших направлений работы специалистов служб сопровождения является диагностическое обследование граждан, выразивших желание взять ребёнка в семью на воспитание кандидатов в замещающие родители.

В качестве предмета диагностики выступают индивидуально-психологические особенности замещающих родителей и кандидатов в замещающие родители система их ценностей, как осознанных и принятых личностью наиболее общих смыслов жизни (любовь, семья, работа, досуг, самореализация и др.), отношение к семейной жизни, взгляды и позиции на воспитание детей, изучение системы родительских установок. Важным аспектом внимания психологов является определение наличия у человека эмоциональных проблем, изучение уровня его коммуникативной компетентности и особенностей проявлений агрессивности в общении, анализ специфики их семейных взаимоотношений, выявление доминирующих копинг-стратегий противостояния стрессам и др.

Результаты психодиагностического обследования замещающих родителей и кандидатов в замещающие родители позволяют выявить ресурсы семьи, а также её возможные проблемные точки, осуществить прогноз адаптации ребёнка в новой среде и, возможно, в случае необходимости, наметить коррекционно-развивающую работу по повышению психолого-педагогической и социальной компетентности замещающих родителей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Диагностика психологических особенностей замещающей семьи (приемного ребенка и других её членов) проводится для отбора и психологического сопровождения замещающей семьи с целью эффективной организации замещающей заботы. Замещающая семья рассматривается нами как семейная система, возникшая в результате включения в неё ребёнка-сироты. В качестве элементов семейной системы выступают её отдельные члены (приёмный ребёнок, замещающие родители и их кровные дети) и отношения между ними. Ребёнок адаптируется к особенностям функционирования семьи как системы, и сама семья не может избежать изменений. Поэтому, несмотря на все организационные сложности, необходимо вести работу не только с диадой мать приёмный ребёнок, как чаще всего происходит, но с семьей в целом. На этапе подбора и подготовки семьи к замещению проводится диагностика индивидуальных особенностей ребёнка и особенностей базисной семьи. В сопровождении семьи психологическая диагностика также выполняет важную роль позволяет определить степень успешности адаптации приёмного ребёнка к замещающей семье и эффективности функционирования семьи в целом. Осуществляя диагностику замещающей семьи, следует принимать во внимание, что такая семья имеет определённые закономерности и динамику развития. Для прохождения каждой фазы развития замещающей семьи характерно наличие особых задач и возникновение характерных проблем.

 Среди основных проблем, с которыми сталкивается замещающая семья в процессе своего развития могут быть указаны следующие:

 1. Проблемы эмоционально-личностного благополучия и развития кровных детей в условиях приёмной семьи.

2. Проблемы психологической совместимости приёмных детей и родителей-воспитателей, приёмных и кровных детей.

3. Проблема комплекса вины, возникающего у родителей вследствие неудовлетворенности результатами своей воспитательной деятельности, своими неудачами, часто мнимыми.

4. Проблема организации для ребёнка и родителя возможности в некоторых ситуациях использовать своё право расстаться друг с другом.

5. Проблема вхождения приёмных детей в семью в тех ситуациях, когда для этого необходима перестройка взаимоотношений в семье, смена социально-психологических ролей.

 6. Проблема супружеских взаимоотношений.

Следует заметить, что помимо проблем эмоционального неблагополучия у приёмных детей особое место занимают проблемы когнитивного развития, которые, как правило, корректируются в условиях эффективной замещающей заботы уже в течение полугода. Поэтому первостепенное значение имеет работа с семьей ребёнка, обеспечивающая её благополучное функционирование.

Перечисленные выше возможные проблемы замещающей семьи обуславливают направления психологической диагностики. Психологическое обследование семьи складывается из диагностики внутренних проблем семьи, касающихся структурных особенностей её организации и характера взаимодействия между членами семьи, а также диагностики индивидуальных особенностей и проблем приёмного ребенка и членов замещающей семьи. 

Материалы диагностики, организованной по предложенной нами схеме дают возможность составить многомерное заключение, на основе которого, в дальнейшем, будет выстраиваться консультативная, коррекционно-развивающая и психотерапевтическая работа с замещающими семьями.

 

Контингент, возраст

 

Цель Методика

 

Изучение семейной системы, эмоционального отношения ребенка к семье и ее членам

 

С 3 до 18 лет Позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка к семье

Методика «Рисунок семьи»

(В. Хьюлс, Л. Корман, А.И. Захаров)

С 7 до 18 лет Позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье

Методика «Семейная социограмма»

(Э.Г. Эйдемиллер, О.В. Черемисин)

С 3 до 12 лет

Позволяет оценить степени дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы; шкалы духовных ценностей;

деятельностных ориентаций; предпочтений видов деятельности;

личностных отношений и вариантов личностного развития

Проективный тест личностных

отношений, социальных эмоций и

ценностных ориентаций «Домики»

С 7 лет Изучение привязанности ребенка к членам своей семьи Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи
С 7 лет Изучение особенностей внутрисемейных отношений Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики «Три дерева»
С 7 лет Психологический портрет семьи, позволяющий установить степень гармоничности, интегрированности семейных отношений, характер основных семейных конфликтов «Семья в образах животных»
С 5 до 10 лет Изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»
С 12 лет Тест позволяет изучить оценки членов семьи старше двенадцати лет по основным показателям функционирования семьи, выявить деструктивные «зоны» семьи, уровень общей дисфункциональности. Тест семейной динамики (адаптация А.Б.Холмогоровой)
Дети изучает степень адаптации ребенка в замещающей семье и комфортности его пребывания в семье. экспресс диагностика «Дерево»
Дети определить комфортность пребывания подопечных семей в приемной семье и семье опекунов, произвести оценку эффективности замещающей семейной заботы. "Комфортность пребывания в замещающей семье"

 

Изучение представления ребенка о типах семейного воспитания и способах контроля за поведением ребенка в семье

 

С 3 до 7 лет Дает ориентировочное представление о типах семейного воспитания и способах контроля за поведением ребенка в семье Анкета для ребенка «Семья глазами ребенка»
С 7 до 16 лет

Позволяет изучить мнение детей (анализ взаимоотношений в

семье, методов воспитания), родителей (самоанализ тех же аспектов), что дает возможность сделать более объективные выводы

относительно организации воспитания ребенка в семье

Опросник социализации для подростков «Моя семья» (по методике

О.И. Маткова)

С 12 до 18 лет

Изучает установки родителей, их поведение и методы воспитания

так, как их видят дети в подростковом и младшем юношеском возрасте

Опросник «Подростки о родителях»

(ADOR/ПРО; адаптировал коллектив под руководством Л.И.  Вассермана)

     

 

Исследование состояния эмоциональной сферы ребенка

 

С 5-8 лет Исследование самооценки Шкала самооценки «Лесенка»
С 9-18 лет Исследование самооценки Шкала самооценки Дембо-Рубинштейна
С 5-18 лет Исследование нервно-психического состояния Тест Люшера
 С 4 лет Выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности ПМ Кактус» М.А. Панфиловой
С 12-18 лет Исследование уровня тревожности Шкала тревоги
С 12-18 лет Исследование ЭВС Шкала депрессии
С 4 лет Диагностика страхов у детей дошкольного возраста

Тест «Страхи в домиках»

(А.И. Захаров)

  Исследования личности и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения. «Hand-test»
  Диагностика эмоциональных особенностей личности, агрессивности, сферы общения. «Несуществующее животное»
 С 9 лет Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста Методика диагностики школьной тревожности Филипса
Подростки Определение особенностей психического состояния человека по показателям психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности. Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности
  Диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

 

Исследование личностных особенностей

 

С 7 до 18 лет Исследование личностных особенностей ПМ «Дом-дерево-человек»
С 13 до 18 лет Исследование личностных особенностей Тест Кеттела
 Подростки Изучение мотивационной сферы личности ребенка Диагностика мотивационной сферы личности      Ж. Ньютен
Подростки Выявление детей, составляющих «группу риска» (склонных к употреблению ПАВ) Методика первичной диагностики
С 7 до 17 лет Изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика Рене Жиля
С 7 лет Изучение социализированности личности ребенка Методика для изучения социализированности личности ребенка М.И. Рожков
     

 

Исследование семейных отношений

 

Родители, подростки Изучение общего фона переживаний индивида, связанного с его позицией в семье, с тем, как он воспринимает себя в семье.

Тест семейной тревоги

(Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис)

Родители, подростки Отражает общий фон переживаний индивида, связанный с его позицией в семье, с тем как он воспринимает себя в семье. Опросник «Анализ семейной тревоги» (act) (э.Г. Эйдемиллер и в. Юстицкис)1
Все члены замещающей семьи

Помогает определить вклад каждого члена семьи в организацию совместной жизни (роли-обязанности), а также типичные варианты поведения в конфликтных ситуациях (роли взаимодействия). Кроме того, опросник позволяет косвенно оценить статус членов семьи и степень их влияния на принятие семейных решений.

выявление ролевой структуры семьи

Анкета «Семейные роли» (модификация А.В.Черникова)
Взрослые члены семьи Посредством построения диаграммы, отражающей историю семьи (3 поколения), показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений влияют на современные поведенческие образцы, а также на отношения во внутрисемейных диадах и треугольниках. Генограмма позволяет получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некой интегральной вертикально направленной перспективе.

Генограмма

(автор М. Боуэн)

Взрослые члены семьи Данная методика разработана и направлена на выявление психотравмирующих состояний взрослых и детей, проживающих в одной семье. Она позволяет также получить данные об обстоятельствах, определяющих изучаемые состояния. Методика «Семейно обусловленное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис)
Все члены замещающей семьи Исследование межличностных отношений, которые определяют основное настроение. «Психологический климат семьи»
Все члены замещающей семьи Исследование семейных отношений.

«Семейная социограмма»

(в вариантах реальной и идеальной семьи).

(Э.Г Эйдемиллер, И.М. Никольская, В.В. Пушина)

Родители Цель диагностики: изучение родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д. Методика направлена на диагностику различных аспектов родительских отношений, как системы разнообразных чувств и поступков взрослых по отношению к детям. Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я. Варга, В.В. Столин
Родители Определение отношения родителей к болезни ребенка (используется при приеме в семью ребенка с ОВЗ) Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР)   (авторы В.Е. Каган и И.П. Журавлева)
Родители Цель: изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). «Измерение родительских установок и реакций» (методика PARI)
Родители Позволяет опосредованно выявлять степень выраженности характеристик эмоционального взаимодействия матери с ребенком. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Е.И. Захаровой

 

Определение воспитательской позиции родителей

 

Дети и родители Анализ детско-родительских взаимодействий. Включает в себя эмоциональное отношение родителя к ребенку, особенности воспитательской позиции родителя, согласованность и удовлетворенность участников взаимодействия. Опросник «Взаимодействие: родитель-ребёнок»
Родители Определение, каким образом родители воспитывают ребенка в семье. Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ)
Родители Изучение воспитательной позиции «Мера заботы»

 

Выявление эмоционального состояния родителей

 

Родители

Диагностика склонности к физической агрессии, враждебности и

гневу

Опросник BPAQ (Buss-Perry Aggression

Questionnaire, 1992; А. БассиМ. Перри)

 

В соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 17.03.2020 г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» образовательные учреждения обязаны «организовать контактную работу обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде» и «использовать различные образовательные технологии, позволяющие обеспечить взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Это касается и специалистов отделения Службы Сопровождения замещающих семей. В связи с этим психодиагностику специалистам требуется проводить в дистанционном режиме.

 

  № Контингент,  возраст Цель Методика
1 Замещающие родители Тест – опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения в семье.

Тест - опросник родительского отношения ( А.Я Варга, В.В. Столин)

2 Подростки
Замещающие родители
Диагностика состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

Фрайбургский многофакторный личностный опросник.

3 Замещающие родители Уточнение основной проблемы, волнующей конкретного родителя, и характер его субъективных переживаний по этому поводу.

Методика «История жизни с проблемным ребенком» В.В. Ткачева

4 Подростки
Замещающие родители
Методика диагностики социально-психологических установок личности позволяет изучить мотивационно-потребностную сферу и определить, что важнее для человека: альтруизм или эгоизм, процесс или результат; что имеет большую значимость – свобода или власть, содержание работы или деньги.

Диагностика социально-психологических установок личности


5 Подростки
Замещающие родители
Тест ориентирован на диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, он также может рассказать о возможности человека к адаптации.

Тест «Человек под дождем»

 

6 Дети Замещающие родители Диагностировать нарушения состояния личности, стрессовые и травмирующие психику факторы ; способствовать установлению контакта;

Элементы песочной терапии – работа с манкой

7

Дети

Замещающие родители

Исследование особенностей взаимодействия, моделей поведения в семье.

«Совместный рисунок»

8 Подростки Оказание помощи в профессиональном самоопределении подростка, помочь определить направление в профессиональное будущее.

Диагностическая методика «Профессиональная готовность», методика Е. А. Климова «Определение типа будущей профессии»



9 Подростки Определение профессиональной направленности детей

Тест Голланда

10 Подростки Оценка эмоционального и физиологического состояния

«Модифицированный 8-ми цветовой тест Люшера»


11 Старший школьный возраст

Диагностика эмоциональных особенностей личности, агрессивности, сферы общения.

Проективная методика «Несуществующее животное»

12 Старший школьный возраст

Выявление возможных семейных конфликтов

«Три дерева»

13 Младший, старший школьный возраст

Выявляет иерархические отношения

«Семья животных»

14 Младший, старший школьный возраст Определение эмоциональных состояний ребенка, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность

«Кактус»

15 Младший школьного возраста. Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами.

Интервью «Волшебный мир»

16 Дети

Выявление отношения ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку, основные психические состояния, испытываемые ребенком в семье. 

Дошкольник Методика «Цветик-восьмицветик» Велиева С.В.